Батюшки играют против патриарха Кирилла

Патриарх Кирилл

Трое батюшек из Удмуртии приступили к патриарху Кириллу с открытым посланием, устанавливая главу РПЦ в известность, что заканчивают припоминать его за богослужением.

«Не может быть нашим папой тот, кто попирает мерила Церкви и требования Непорочных отцов», — сообщили духовные диссиденты.

«Мы твердо просим закончить неприятную практику незрячего соглашательства с властью и различных заигрываний с толстосумами — жителями России. Мы твердо просим, чтобы Вы, Ваше Титулование, побеспокоились о том, чтобы наш народ видел Вас не только лишь благословляющим и лобызающим представителей высочайшей власти, но также и обличающим их», — пояснили они причину разногласий.

«Не в состоянии у нас не пробудить замешательства и то, с какой легкостью расступаются духовные премии, ордена с видами непорочных, представителям власти и бизнеса. Так и хочется задаться вопросом: «Какой орден Русской Православной Церкви Столичного Патриархата обрел бы король Ирод жидовский?» Так как, он, как всем известно, много поработал над сооружением и благоукрашением Иерусалимского собора».

Они также «твердо просят обратить свое внимание на жизнь многих аграрных батюшек на грани нужды, тогда как большая часть духовенства, отогретая мощными мира этого, тонет в роскоши».

По словам специалистов, внутрицерковная оценка патриарха проводится преимущественно с фундаменталистских позиций и возникновение «отечественного Лютера» практически невозможно.

Не смотря в календарь

Послание было расположено в сети-интернет еще в начале апреля 2011 года, а доступ в «огромную СМИ» приобрело только на днях. Знаменитый благоверный теолог, доктор Столичной завещанной академии диакон Андрей Кураев, к которому Русская работа Би-би-си направилась за объяснением, сформулировал насчет этого недовольство и порекомендовал корреспондентам «быть хоть незначительно в теме».

Историк-религиовед из Столичного гуманитарного института Борис Фаликов объединяет неожиданный энтузиазм к истории полуторагодовалой давности с обострением общественно-политической напряженности вокруг РПЦ из-за дела Pussy Riot.

При этом, со слов Фаликова, свободные СМИ на самом деле были «не в теме» и врезали в колокола, не зайдя в календарь.

Если прочесть послание от начала до конца, делается понятно, что батюшки Сергей Кондаков, Михаил Карпеев и Александр Небольших осуждали патриарха не с реформаторских, а с ультраконсервативных позиций.

Документ быстро судит «новообновленчество», «лжемиссионерство» и «экуменизм», имеет условие закончить любые контакты с агентами прочих конфессий и выходить из Глобального совета церквей. Досталось, например, и Андрею Кураеву, который, по словам творцов, «свободно изгаляется над канонами и обычаями Православной Церкви».

«Патриархию штурмуют с 2-ух назначений: с одной стороны, духовные либералы просят к восстановлению и модернизации, с иной стороны, консерваторы винят духовную вершину в чрезмерных, по их мнению, уступках духу времени и экуменизму. Например, патриарха судят за последний визит в Польшу и контакты с католиками», — сообщил Русской работе Би-би-си основной редактор дополнения к «Независимой газете» «НГ-религии» Андрей Мельников.

«Те и прочие рассказывают о сервильности патриархии по отношению к вежливой власти, недовольны свежим духовным статутом, увеличившим роль архиереев в денежных делах во вред функции приходских батюшек и мирян, а нужно осознавать, что планируют они при этом различного», — добавил он.

Назло популярному представлению об РПЦ как о конструкции с войсковой дисциплиной, вотские батюшки, в отличии от чукотского епископа Диомида, были только перемещены в иные приходы, а не лишены сана.

По словам Бориса Фаликова, картину вокруг Диомида нельзя было оставить без солидных результатов, так как она получила чересчур большую огласку, в первую очередь, благодаря его стараниям. В общем же духовное руководство «не желает разжигать внешние дебоши» и довольно снисходительно относится к разномыслию среди батюшек и мирян, если оценка не затрагивает лично патриарха.

Неодинаковые силы

По заявлениям специалистов, внутри РПЦ на самом деле происходит знаменитое брожение, а в силу ее сравнительной закрытости вежливые люди далеко не всегда правильно осознают сущность случающегося. Патриарх Кирилл непопулярен среди свободной общественности, силы внутрицерковных фрондерских групп не одинаковы, показывают специалисты.

«В РПЦ достаточно давно сформировалась обструкция патриарху со стороны фундаменталистов. Свободное христианство имеет место быть, а позиции его весьма слабы», — говорит Борис Фаликов.

«Консервативно-охранительные линии перевешивают чаяния весьма незначительный компании духовных либералов», — сходится Андрей Мельников.

На днях в Италии погребают кардинала Карло Вино, прежнего архиепископа Миланского, распространенного католического иерарха и богослова, очень многие годы выступавшего с реформаторских и обновленческих позиций.

Мертвый заявлял, что Ватикан приставал от жизни на 200 лет и призывал, например, к не менее снисходительному отношению к разводам и контрацепции.

Это, само собой разумеется, чистое совпадение, а кончина кардинала Вино на фоне споры вокруг послания вотских батюшек дала толчок дискуссиям о том, что обе апостолические церкви равно нуждаются в модернизации.

По словам отечественных религиоведов, ее возможности не одинаковы.

«Ренессанс православной церкви после безбожных гонений тянулось, преимущественно, под флагом возвращения к истокам. На Востоке обновленческие расположения духа мощнее», — полагает Андрей Мельников.

«Априори можно сообщить, что РПЦ модернизация не навредила бы. А такие вызовы расступаются преимущественно со стороны аудитории не духовной. В скором времени ожидать шагов к модернизации не стоит», — отмечает Борис Фаликов.

В отличии от Восточной Европы РФ не могла знать Реформации.

Специалисты предрасположены думать возникновение «отечественного Лютера» неправдоподобным. В XVI столетии любой общественно-политический и социальный ответ принимал церковную расцветку. В настоящее время недовольные существующей верой скорее всего уйдут в протестантизм и антиклерикализм, чем будут создавать ей замену.

«Зачатки российского протестантизма были, к примеру, перемещения стригольников и нестяжателей, а к Реформации с большой буквы они не привели, теперь время потеряно, — считает Борис Фаликов. — Полагаю, что реформы церкви не случится. Уж больно слабы свободные силы внутри церкви. А каждая модернизация может случиться лишь внутри. Никакая оценка снаружи не повлияет, если в самой церкви не разовьются предпосылки для модернизации».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *